Как помочь ребенку полюбить чтение

Памятка для родителей
1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.


Памятка для детей
1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
3. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
4. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.
7. Помни: хорошая книга – твой лучший друг.

 Обучающиеся 1 класса чаще всего допускают следующие ошибки при чтении:

*побуквенное чтение

*искажения (перестановки, вставки, пропуски)

* ошибки при чтении по догадке

* трудности понимания прочитанного


Трудности обучения письму и чтению медлительных  детей

Уважаемые родители! К сожалению, школьные трудности медлительных детей часто остаются без внимания взрослых. А эти трудности начинаются с первых дней обучения и уже к концу 1 класса нарастают. Вы должны знать, что медлительность - не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.  Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. Торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно.

Основным критерием успешности формирования, например, навыка чтения не может быть скорость чтения, так как чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряет связь слов, понимание текста. С этой особенностью медлительных детей необходимо считаться и  в процессе обучения в школе, и в домашних условиях.

 

Рекомендации для родителей медлительных детей

1.Дома, до школы не ругать за медлительность, т.к. это особенность человека, его нервной системы, и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее.
2.Продумать и организовать домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели.
3. Общаться с ребенком не в быстром , а в медленном темпе.
4.Наблюдать за ребенком в школе в начале обучения, т.к. трудности могут возникнуть не сразу.( Во втором полугодии после окончания букварного периода  в1 классе увеличивается темп и объем работ, и трудности могут появиться внезапно).
5.  Продленка не для медлительных детей, т.к. все нагрузки для них утомительны. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке.
6. Дозировать объем домашних или дополнительных индивидуальных заданий, т.к. медлительные дети не могут программировать свое действие, составить его план, имеют задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими; не могут успеть воспринять информацию и успеть переключиться с предыдущей деятельности.
7.Не считать скорость чтения основным критерием успешности формирования навыка чтения, т.к. медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки.


Трудности обучения письму и чтению гиперактивных  детей.

 Трудности обучения чтению и письму встречаются и у гиперактивных детей. Гиперактивность - это повышенная, чрезмерная активность, и с ней связаны серьезные проблемы-  нарушения поведения и трудности в обучении. Чаще всего гиперактивность сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает определение- «нарушение поведения».

Но и педагоги, и родители должны знать, что этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья- «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Что это значит? Это значит, что ребенок « НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых» . Поэтому к такому ребенку необходим определенный подход, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Внимание родителей должны привлечь симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

 

Симптомы невнимательности
Симптомы гиперактивности
Симптомы импульсивности
-недостаточно внимателен к деталям
-с трудом удерживает внимание
-как бы не слушает говорящего
-не может довести дело до конца
-с трудом организует свою деятельность
-избегает выполнение задания
-теряет предметы
-отвлекается на внешние раздражители
-все забывает
-дрыгает руками или ногами, крутится
-не может усидеть на месте, когда это требуется
-чрезмерно разговорчив
-носится и лезет куда- либо, когда это не разрешается
-с трудом может тихо играть
-всегда «заведен», «как будто внутри мотор»
-выпаливает ответы
-чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди
-прерывает других, вмешивается в чужой разговор

Подсказки для родителей

ДА и НЕТ родителей

ДА

·         Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
·         Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день ( попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
·         Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
·         Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
·         Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
·         Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
·         Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
·         Дарите ребёнку книги.
·         Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
·         Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
·         Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

НЕТ

·         Не заставляйте читать насильно.
·         Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
·         Не заставляйте читать слишком трудные книги.
·         Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
·         Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
·         Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
·         Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
·         Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
·         Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать.

            Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

·         Найдите спокойное место.
·         Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
·         Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
·         Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
·         Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
·         Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <Дневник чтения>, занося туда любимые книги.

              Как  готовить  чтение
1.Прочитай  текст  внимательно.

2.Заметь  трудные  слова  и  выражения.

3.Прочитай  их  несколько  раз.

4.Выясни  значения  непонятных  слов.

5.Прочитай  текст  повторно.

6.Раздели  текст  на  части  и  озаглавь  их.

7.Перескажи  каждую  часть  в  отдельности.

8.Перескажи  весь  текст.