Памятка для родителей
1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Памятка для детей
1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
3. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
4. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.
7. Помни: хорошая книга – твой лучший друг.
Обучающиеся 1 класса чаще всего допускают следующие ошибки при чтении:
*побуквенное чтение
*искажения (перестановки, вставки, пропуски)
* ошибки при чтении по догадке
* трудности понимания прочитанного
Трудности обучения письму и чтению медлительных детей
Уважаемые родители! К сожалению, школьные трудности медлительных детей часто остаются без внимания взрослых. А эти трудности начинаются с первых дней обучения и уже к концу 1 класса нарастают. Вы должны знать, что медлительность - не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. Торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно.
Основным критерием успешности формирования, например, навыка чтения не может быть скорость чтения, так как чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряет связь слов, понимание текста. С этой особенностью медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях.
Рекомендации для родителей медлительных детей
1.Дома, до школы не ругать за медлительность, т.к. это особенность человека, его нервной системы, и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее.
|
2.Продумать и организовать домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели.
|
3. Общаться с ребенком не в быстром , а в медленном темпе.
|
4.Наблюдать за ребенком в школе в начале обучения, т.к. трудности могут возникнуть не сразу.( Во втором полугодии после окончания букварного периода в1 классе увеличивается темп и объем работ, и трудности могут появиться внезапно).
|
5. Продленка не для медлительных детей, т.к. все нагрузки для них утомительны. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке.
|
6. Дозировать объем домашних или дополнительных индивидуальных заданий, т.к. медлительные дети не могут программировать свое действие, составить его план, имеют задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими; не могут успеть воспринять информацию и успеть переключиться с предыдущей деятельности.
|
7.Не считать скорость чтения основным критерием успешности формирования навыка чтения, т.к. медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки.
|
Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.
Трудности обучения чтению и письму встречаются и у гиперактивных детей. Гиперактивность - это повышенная, чрезмерная активность, и с ней связаны серьезные проблемы- нарушения поведения и трудности в обучении. Чаще всего гиперактивность сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает определение- «нарушение поведения».
Но и педагоги, и родители должны знать, что этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья- «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Что это значит? Это значит, что ребенок « НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых» . Поэтому к такому ребенку необходим определенный подход, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.
Внимание родителей должны привлечь симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
Симптомы невнимательности
|
Симптомы гиперактивности
|
Симптомы импульсивности
|
-недостаточно внимателен к деталям
-с трудом удерживает внимание
-как бы не слушает говорящего
-не может довести дело до конца
-с трудом организует свою деятельность
-избегает выполнение задания
-теряет предметы
-отвлекается на внешние раздражители
-все забывает
|
-дрыгает руками или ногами, крутится
-не может усидеть на месте, когда это требуется
-чрезмерно разговорчив
-носится и лезет куда- либо, когда это не разрешается
-с трудом может тихо играть
-всегда «заведен», «как будто внутри мотор»
|
-выпаливает ответы
-чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди
-прерывает других, вмешивается в чужой разговор
|
Подсказки для родителей
ДА и НЕТ родителей
ДА
· Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
· Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день ( попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
· Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
· Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
· Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
· Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
· Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
· Дарите ребёнку книги.
· Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
· Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
· Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
НЕТ
· Не заставляйте читать насильно.
· Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
· Не заставляйте читать слишком трудные книги.
· Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
· Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
· Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
· Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
· Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
· Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать.
Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
· Найдите спокойное место.
· Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
· Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
· Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
· Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
· Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <Дневник чтения>, занося туда любимые книги.
1.Прочитай
текст внимательно.
2.Заметь
трудные слова и
выражения.
3.Прочитай
их несколько раз.
4.Выясни
значения непонятных слов.
5.Прочитай
текст повторно.
6.Раздели
текст на части
и озаглавь их.
7.Перескажи
каждую часть в
отдельности.
8.Перескажи
весь текст.